Учитель-логопед, дефектолог - Данилина Анастасия Юрьевна

  • Тел.: 8(83190) 4-50-13

Документы учителя-логопеда:


Нормативные документы:


Полезная информация:

Обучение в школе предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 6,5 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи (умение слышать последовательность звуков в слове, слов в предложении)
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (стул - стульчик), выделять звуковые и смысловые различия между словами (замок - замок); образовывать прилагательные от существительных (дерево - деревянный).
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью (говорить фразами), умение говорить предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задачи логопеда общеобразовательной школы - выявить и устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором oн бы смог успешно обучаться в школе.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенкй с окружающим миром расширяется. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по обучению грамоте и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат. Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

Во-первых, создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов (но и не быть безразличными, если запинки систематически повторяются); осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с такими причинами:
1. Родители не слышат недостатков речи своих детей;
2. Родители не придают речевым недостаткам детей серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
3. Родители не следуют рекомендациям учителя-логопеда, воспитателей и учителя начальных классов.

Время, благоприятное для коррекционной работы с ребёнком, теряется, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в мероприятиях класса. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Работу с детьми я начала с 1 сентября. Обследовала каждого ребенка индивидуально. Выявила ряд нарушение, с которыми работаю в течение года. В основном нарушения свистящих, шипящих и ротацизм (нарушение звука Р). Некоторые дети уже были выпущены из логопедической группы, с остальными работа продолжается.


Советы логопеда: