Для подростков трудности их возраста обычно носят объективный характер, и в связи с этим, их поведение является обоснованным чаще, чем взрослые об этом догадываются.

Подросток нередко оказывается в жестких рамках, которые порождены субъективностью взрослых, и возникает активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может выразится в разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или в злом умысле подростка.

Положение взрослых более выгодно во взаимоотношениях с подростками, так как у них есть преимущество – возможность выбора линии поведения по собственному усмотрению, чего у подростка обычно нет. Непослушание у подростка принимает форму протеста, а сама ситуация - характер конфликта. Главное, что тяготит подростка в его взаимоотношениях со взрослыми – это чувство внутренней несвободы, ограничение его в деятельности. Нередко взрослые сами не в состоянии убедительно аргументировать свои запреты. Нередко решающим аргументом является то, что он старше и уже занимает какое-то положение в обществе. Часто звучит выражение : «Доживи до моих лет, а потом предъявляй свои требования» Взрослые более консервативны, чем подростки и поэтому должны допускать возможность того, что они могут быть неправыми, и надо уметь признать свою неправоту.

Причины возникновения «трудных» подростков:

1. биологические причины:

  • нарушения центральной нервной системы;
  • несвоевременная диагностика умственной отсталости;
  • неравномерность полового созревания;
  • наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания)

2. социальные причины:

  • социальный статус района;
  • пассивность общественности;
  • педагогические ошибки воспитателей;
  • неблагополучный социально – психологический климат в школе;
  • стиль преподавания в школе;
  • трудность школьных программ;
  • неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);
  • воспитание детей в жестокой семье;
  • многодетные семьи;

3. психологические:

  • конфликт ролей у подростка;
  • конфликт уровня притязаний и самооценки;
  • конфликт со взрослыми;
  • конфликт со сверстниками;
  • неуспех ребенка в ведущей деятельности;
  • неразвитость самосознания;
  • неадекватная самооценка;
  • личностный кризис;

4. комплексные причины:

  • общесоциальные причины;
  • социально-демографические причины;
  • социально-правовые причины;
  • социально-медицинские причины;
  • организационно-управленческие причины;

Поведенческие реакции подростков:

1. Реакция эмансипации – особый тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, прежде всего родителей и учителей. Мелочная опека, наказания путем дополнительного контроля и лишение минимальной свободы лишь обостряет конфликт и провоцирует подростков на крайние меры: уход из дома, бродяжничество, прогулы, уходы с занятий.

2. Реакция увлечения (хобби-реакция). Подростковые увлечения принимают иногда вид своеобразного «запоя», в них находят отражение как преходящие влияния моды так и формирующиеся склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

3. Пассивно – оборонительная реакция или реакция отказа, которая проявляется в отказе от деятельности.

4. Реакция «оппозиции» - активное непослушание, дерзость, возникает как протест против непосильных требований

5. Реакция компенсации – развивается при слабости той или иной физической или психической функции, которую компенсируют более развитой функцией. Реакция гиперкомпенсации – развитие слабой функции до степени совершенства.

6. Реакция имитации – подражание определенному образу (например, подражание не всегда положительным телевизионным или компьютерным героям)

7. Реакция группирования – стремление подростка в группу сверстников.

Типичные ошибки педагогов и родителей

1. «При уступчивости дети получают распушенное, а при постоянном противодействии – ложное воспитание» (И.Кант) При упрямстве следует оказывать подростку естественное сопротивление, но не ломать его волю.

2. В конфликте между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.

3. Требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции.

4. Расширение оценки успеваемости до оценки личности. Отличная успеваемость не означает высоких личностных качеств и наоборот.

5. Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного неуспехам другого учащегося, так как снижается или завышается самооценка.

6. Ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы (например, в вопросах пола). Ответы должны быть правдивыми, лишь степень детализации должна быть различной.

7. Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает только грубость.

8. В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы общения неэффективны, используйте невербальные, опосредованные – кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проб.