Российское движение школьников
2. Что такое РДШ? |
Российское движение школьников (РДШ) — общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности движение стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности. Организация создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Организация строит свою работу на основе принципов самоуправления, добровольности участия в ней, равноправия, законности и гласности. Полное название организации на русском языке: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Сокращенное наименование на русском языке: Российское движение школьников, РДШ. Цели РДШ:
Задачи работы РДШ:
|
3. Учредители РДШ Учредителем организации «Российское движение школьников» от имени Российской Федерации является Федеральное агентство по делам молодежи. Иные организации-учредители: |
Учредители физические лица: | ||
4. Структура управления РДШ 28 марта 2016 года прошел Съезд учредителей РДШ. Первый съезд с участием делегатов из регионов России состоялся 19 мая 2016 года. В состав Координационного совета вошли представители большинства организаций, имеющих отношение к воспитанию и работе со школьниками. |
Председателем РДШ избран Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт Рязанский Сергей Николаевич, сопредседателями РДШ – российская журналистка и телеведущая Чурикова Яна Алексеевна и победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» Головенькина Алла Николаевна. В настоящее время региональные отделения РДШ созданы во всех субъектах Российской Федерации. Избраны председатели и Советы региональных отделений, в которые вошли представители организаций – учредителей движения, осуществляющие свою деятельность в субъекте. |
В каждом субъекте Российской Федерации определён региональный координатор РДШ – сотрудник Росдетцентра, который в соответствии с Указом Президента Российской Федерации обеспечивает взаимодействие с Российским движением школьников, Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством по делам молодёжи, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В органах исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования и/или молодежной политики, по решению Министерства образования и науки Российской Федерации определены сотрудники, курирующие вопросы создания, дальнейшей работы РДШ и деятельности пилотных школ движения. В каждом субъекте Российской Федерации определены пилотные школы, которые 1 сентября 2016 года начали свою деятельность по созданию школьных организаций РДШ. Созданная общероссийская детско-юношеская организация в первую очередь консолидирует в себе существующие детские движения в школе, унифицирует их программы воспитания и позволяет вывести работу в целом на новый общероссийский уровень. Структура организации: |
Съезд организации: Утверждает Устав, приоритетные направления, избирает состав и руководителей низших органов, отвечает за реорганизацию и решение любых других вопросов. Включает в себя: состав Координационного совета и Центральной контрольно-ревизионной комиссии; Исполнительного директора Организации; делегатов избранных от Региональных отделений организации. Координационный совет: Принимает решения и организует их исполнение, регулирует деятельность Организации. Осуществляет от имени Организации права юридического лица и исполняет его обязанности, распоряжается имуществом. Центральная контрольно-ревизионная комиссия: Осуществляет контроль за соблюдением Устава, исполнением решений Съезда и Координационного совета, а также за финансовой и предпринимательской деятельностью Организации, исполнением своих обязанностей должностными лицами. Региональные отделения: Осуществляют свою деятельность в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации. Не имеют собственных уставов, руководствуются и действуют на основании настоящего Устава Организации. Дирекция: ФГБУ «Российский детско-юношеский центр». Приводит в жизнь текущую политику, определяемую Съездом Организации, реализует планы, программы и отдельные мероприятия, подготавливает и проводит Съезды, организует делопроизводство, обучение, юридическое обеспечение и прочие функции. Структура РДШ в МОУ "Архангельская СШ": |
В каждом образовательном учреждении муниципального образования закрепляется куратор — сотрудник образовательного учреждения муниципального образования (школьный куратор РДШ). Задачи школьного куратора РДШ:
На Школьном уровне органом принятия решений является Совет лидеров РДШ, возглавляемый председателем. Председатель Совета лидеров является председателем первичного (школьного) отделения РДШ, он отвечает за работу РДШ в школе от имени учащихся. Заседания Совета проходят не реже четырех раз в учебную четверть. В Совет лидеров РДШ входят:
Функции Совета лидеров РДШ:
Работа РДШ в школе представлена флагманскими программами. В соответствии с выбранными школой флагманскими программами создаются школьные отряды (отряд «Добровольчество» и т.д.), которые осуществляют деятельность этих программ в своей школе. Кроме того, школьные команды могут быть созданы и по другим значимым тематикам, не нашедшим отражение в флагманских программах. В первичное (школьное) отделение «Российское движение школьников» входят все Функции первичного (школьного) отделения:
|
5. Направления РДШ На всех уровнях (федеральный, региональный, муниципальный, школьный) движения существуют четыре направления РДШ |
Личностное развитие Задачи деятельности:
|
Творчество Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности; итог создания объективно нового. Творчество направлено на решение любых проблем или удовлетворение потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Цель организации творческой деятельности обучающихся – создать условия для всестороннего и гармоничного личностного развития человека, способствующие реализации потенциала активности человека и решению ближайших задач развития. К признакам творческой продуктивной деятельности относятся полезность (ценность)и новизна (оригинальность). В соответствии с различными видами теоретической и практической деятельности можно определить следующие виды творчества:
Социальное творчество – это действия по созданию новых форм социальной реальности и развитию общественного сознания, деятельность, направленная на создание нового направления в духовной и культурной сферах общественности. Социальное действие – это результат интеграции духовных (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) и практических усилий социального субъекта (индивида, коллектива, группы, класса, общества). Проявление нового культурного течения явно прослеживается в молодежных программах, конкурсах, праздниках, показах, КВН и многих других проявлениях. Научное творчество - это «деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки», «совокупность высших познавательных процессов, расширяющих границы научного знания». Благодаря творческому профессиональному подходу происходит создание новойтехники, упрощение механизмов работы, автоматизация процессов. К творческому процессу можно отнести и использование научных открытий, решение практических задач с помощью науки. Техническое творчество — это объективно обусловленная практически духовная формообразующая деятельность человека, специфическим предметом которой является идея, материализуемая в техническом объекте, это своеобразный синтез духовного и материального производства. Техническое творчество связано непосредственно с учетом практики эксплуатации существующих технических конструкций в процессе создания и внедрения в производство новых конструкций. Художественное творчество Суть художественного творчества: соединение свободно созданных фантазий и реальности в конечном продукте искусства таким образом, чтобы произвести художественный эффект. В отличие от научного и технического творчества, художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта. Благодаря фантазии и вымыслу реализуется целостность, образность в искусстве, искусство приобретает силу и самостоятельность. В рамках творческого поднаправления действуют две флагманские программы:
|
Гражданская активность Гражданская активность – это реализация личностного потенциала, самовыражение и самоопределение, профессиональное ориентирование, приобретение полезных социальных навыков и расширение кругозора. Реализуется через следующие направления:
|
Волонтерство Волонтерство – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. В соответствии с различными видами теоретической и практической деятельности можно определить следующие виды волонтерства:
Социальное волонтерство – это участие людей независимо от возраста, пола в мероприятиях, направленных на решение социальных проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли. Событийное волонтерство – Добровольческие инициативы, направленные на помощь в организации мероприятий муниципального или всероссийского уровня. Экологическое волонтерство – один из видов добровольческой деятельности, направленный на решение проблем экологии. Волонтёрская деятельность осуществляется добровольно человеком или организацией на благо общества без расчёта на денежное вознаграждение. В рамках гражданской активности действуют три флагманские программы:
|
Военно-патриотическое направление Цель военно-патриотического направления РДШ – это выработка системы мер, помогающей воспитывать у детей патриотизм, чувство долга перед своей Родиной и готовность защищать в любой момент интересы Отечества. |
Среди основополагающих принципов военно-патриотического направления, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в Российском движении школьников, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания. Основными задачами военно-патриотического объединения в школе являются:
|
Информационно-медийное направление
Информационно-медийное направление РДШ – объединение школьников в современное детское движение, которое способствует воспитанию будущих граждан как коммуникативных, творческих, свободно мыслящих личностей, обладающих аналитическим мышлением, умением аргументировано отстаивать свою позицию, владеющих современными информационно-медийными компетенциями и имеющих высокий уровень культуры киберсоциализации.
Цели:
- поддержка талантливых юных журналистов;
- создание и развитие школьных медиацентров, в том числе газет и журналов, радио и телевидения, новостных групп в социальных сетях;
- повышение уровня школьных СМИ и пресс-центров;
- создание единого медиапространства для школьников;
- проведение пресс-конференций, фестивалей, творческих конкурсов для школьников;
- проведение образовательных программ по повышению квалификации педагогического состава, а также руководителей общественных организаций.
Основные направлений информационно-медийной деятельности РДШ:
- создание школьных пресс-центров.
- создание в образовательных организациях дискуссионных площадок, в том числе в интернет-пространстве.
- организация многоуровневых конкурсов медиа творчества.
- организация сетевого взаимодействия участников РДШ (краевой пресс-центр РДШ).
- ведение в социальных сетях сообществ «РДШ».
- освещение школьных мероприятий, проходящих на территории Нижегородской области.
Базовые компетенции участников информационно-медийного направления:
- открытость к новой информации и потребность в ней;
- навыки самостоятельного поиска, анализа, отбора, переработки, интерпретации информации, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий;
- желание и умение самостоятельно ставить и обосновывать задачи конкретной деятельности, планировать и осуществлять деятельность согласно цели направления;
- умение принимать осознанные решения на основе